Выступление спикера УПЦ протоиерея Георгия Коваленко в прямом эфире Громадского.тв прошло с 18:45 до 19:15.
— Отче, Вы пришли к нам, очевидно, имеете какое-то заявление от Московского патриархата в Украине или по каким-то другим мотиваций?
— Я пришел, потому что меня пригласили. Сразу приехал, потому что нет никаких новых заявлений, и их, наверное, в такое время в такой скорости быть не может.
Но я здесь сейчас, как реальный человек, реальный представитель Церкви, реальный гражданин Украины … Если вы спросите, то я скажу то, что я думаю по этому поводу. Возможно, это будет тем словом. Потому сейчас не время заявления писать …
— Время каждому сказать, что он думает.
— Да, время каждому сказать, что он думает.
— Так что же Вы думаете, собственно, о сегодняшнего решения России о вводе войск на украинском территорию? То, что мы уже видим в Крыму, и мы не знаем на самом деле, будет следующий наступление, и за Крым.
— Я повторю то, что говорил в течение последних трех месяцев почти ежедневно.
Повод для ввода — это нарушение заповеди «не лги». И фактически, все то, что говорилось как повод, и все, что звучало с экранов российских каналов, все, что звучало вчера и на пресс-конференции Януковича … Даже еще она не закончилась, я в фейсбуке написал, что там была ложь, в том числе и о Церкви.
Я — человек, который живет в Киеве, которая ходит по этим улицам. Я как мог опровергал это.
С другой стороны, мы постоянно говорили о том, что «не убий» — это Божья заповедь, и если на современном языке — это «нет насилию». И агрессия одного государства по отношению к другому государству — это насилие, это нарушение также Божьей заповеди.
К сожалению, это делают люди, которые считают себя по отношению к нам единоверными, которые считают Киев матерью городов русских. Но они не хотят слышать киевлян.
Мы снова на … Не знаю, мы на грани, или мы ее снова перешли. Но мы должны сделать все, чтобы не допустить кровопролития. Мы должны сделать все, чтобы войска иностранного государства покинули нашу территорию, и нет Божьего благословения на том, кто применяет насилие.
Более того, десятая заповедь — она говорит «не пожелай имущества ближнего твоему; не пожелай жены ближнего твоего». То есть, если ближний — на уровне государств — это разные государства, то это также нарушение Божьей заповеди.
Я не знаю, сейчас не мне советовать политикам, не мне советовать военным, не мне советовать государственным мужам. Но Церковь молится. И Церковь будет делать все, и Церковь всегда будет со своим народом, потому что это наш народ, и мы этот народ. Мы плоть от плоти и кровь от крови нашего народа и мы будем с ним до конца.
— Эти люди на Востоке, которые сегодня пришли на массовые акции пророссийские … Как Вы считаете, это в основном православные христиане? Почему они настолько непатриотические?
— Я лично общался со священником, который был первым, кто выступал на митинге в Донецке. Это отец Георгий Гуляев . Он в фейсбуке выложил так же свое слово, которое он там говорил. И это слово, опять же, было о заповедях. Оно было о том, что мы должны услышать друг друга. И заканчивалось пожеланием единства Донбасса и единства Украины. Это — слово Церкви.
И то, что я от него услышал — это то, что большинство дончан была настроена агрессивно, а мирно. Они были настроены на то, чтобы удерживать свою власть, власть в регионе. Они не были настроены на отделение Украины или еще другое. Что там уже потом произошло, я не знаю, но думаю, что сейчас так же будет сдавать экзамен каждый священнослужитель. Экзамен не только на патриотизм, но и снова экзамен на верность Богу.
Потому что верность Богу — это говорить правду. Верность Богу — быть со своим народом до конца.Верность Богу — значит делать все, чтобы не пролилась ни одна капля крови человеческой, чтобы не было убийств, не было насилия. Не было того, о чем мы даже в страшном сне не могли подумать, и то, что происходит сейчас в нашей стране.
— Отче, может Вы знаете, была какая-то реакция Патриарха Кирилла? Он всегда был активен и в украинской жизни, поскольку он имеет большую паству. И если сейчас эта реакция пойдет в разрез с тем, что говорите Вы, и он фактически одобрит акт агрессии России …
— Ни политическое заявление Патриарха мы не воспримем. Мы верующие Украинской Православной Церкви, и если Патриарх наш пастырь, отец наш, он должен сделать все, чтобы остановить российские войска, и они должны вернуться обратно в Россию.
Мы сейчас не слышали заявлений в последнее время. Это наверное также мудрая позиция — Патриарх дал говорить нам. Он не делал заявлений противоречивых по отношению к позиции Украинской Православной Церкви. Последнее заявление церковного совета была на днях, где она поддержала всех, кто хочет мира в Украине и обеспечил охрану святынь. То есть, фактически Патриарх заявил свою позицию относительно мира.
Я думаю, он тоже сейчас делает определенный выбор, а мы будем смотреть на его реакцию.
Хотя, вы знаете, я ехал сюда, мне люди звонят, спрашивают: может, стоит уже не поминать Патриарха? А я ответил — вы знаете, это уже не принципиально. Не важно, кого мы поминаем. Важно, что мы делаем, за что мы молимся — за мир или за войну. Что мы делаем — со своими мы людьми или мы уже разбежались.
Поэтому это уже вопрос совести каждого священника. Не вопрос, кого поминать. Вопрос — капелланом в котором армии и в какой группе людей быть.
— Даже так …
— Даже так.
Мы отказались от палатки на Майдане, потому что говорили: это не война, это политический митинг, и это не капеллан, это мирные протесты. Но если действительно начинаются боевые действия, то священник становится капелланом — кто-то из священников. Кто-то из священников остается в приходе, кто-то из священников пытается быть посредником между враждующими сторонами.
Церковь будет делать все для того, чтобы в нашей стране воцарился мир.
С другой стороны, напомню, что все священнослужители Украинской Православной Церкви являются гражданами Украины. Я голосовал за независимость Украины, делал это сознательно. И на сегодняшний день не собираюсь быть гражданином другой страны.
…
Прямое включение по скайпу с главой УГКЦ Святославом Шевчуком.
…
— Мы продолжаем свой телемарафон, который посвящен фактическому объявлению войны Украины Российской Федерацией. Я уже не первый раз за сегодня повторяю эти слова. И это, собственно, и реальность, с которой мы сегодня сталкиваемся.
Мы ведем марафон, который транслирует Первый национальный, за что благодарим Первом национальном, который предоставил эфир Общественном, несмотря на те договоренности, которые существовали, они предоставили нам эфир круглосуточный. И следовательно мы призываем всех участвовать в нашей программе. Мы будем приглашать сюда политиков, государственных деятелей, конечно, церковных деятелей так же.
И у нас отец Георгий Коваленко участвует в нашей программе, представитель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Отче Георгий, возможно, Вы так же хотели бы обратиться к верующим Вашей Церкви, чтобы сказать им, как действовать в это непростое время.
— Знаете, я, наверное, буду говорить сейчас изначально не духовные слова, потому что оно мне пришло в голову.
Когда-то в советское время мне моя бабушка в Святогорске в Донецкой области, где местное население украиноязычное, а говорят на русском уже те, кто были завезены после Голодомора, после всех этих индустриализаций — она мне когда-то говорила: Юра, помни, мы — украинского. Я это запомнил на всю жизнь. Я это уже говорил своим детям.
Но очень важно сейчас нам, украинским, понять, что если кто-то думает иначе, то, возможно, не стоит ради того, где проходит граница, кого-то убивать.
Давайте определимся, где наши люди, которые считают Украину своей страной, где наша земля, где живут эти люди, и давайте никого на эту землю не пустим.
Но если, к сожалению, в нашем государстве территории или люди, которые считают, что они не украинского, не граждане нашего государства, наши ребята там не имеют погибать. Мы защищать свою землю.
С другой стороны, Украинская Православная Церковь остается Церковью, которая объединяет Украину в том государственной границе, который признали все, включая Российскую Федерацию. И поэтому, я думаю, нам, церковным людям, надо сделать все, чтобы не разорвать Тело Христово — Церковь.
И сегодня это испытание очень опасно и строгое. Поэтому мы, как верующие люди, должны помнить, что от наших слов, от наших лозунгов, от наших проповедей зависит жизнь людей. Поэтому мы должны все делать, чтобы сохранить жизнь, чтобы сохранить единство нашего народа, чтобы сохранить единство нашей страны и чтобы снова не лилась кровь. Потому что давайте не только делать все как граждане, не только как мужчины, а давайте еще будем делать все как верующие люди. Если мы верующие люди, если мы со Христом, если Христос воскрес, то воскреснет и Украина — если мы будем следовать за Христом и защищать свою землю, но не нарушая заповеди по отношению к тем, кто думает иначе, кто делает иначе.
И пусть нам помогает Бог, и пусть нас благословляет.
— Спасибо, отец, за участие в нашей программе. Отец Георгий Коваленко, пресс-секретарь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
We use technologies like cookies to store and/or access device information. We do this to improve browsing experience and to show personalized ads. Consenting to these technologies will allow us to process data such as browsing behavior or unique IDs on this site. Not consenting or withdrawing consent, may adversely affect certain features and functions.
Functional
Always active
The technical storage or access is strictly necessary for the legitimate purpose of enabling the use of a specific service explicitly requested by the subscriber or user, or for the sole purpose of carrying out the transmission of a communication over an electronic communications network.
Preferences
The technical storage or access is necessary for the legitimate purpose of storing preferences that are not requested by the subscriber or user.
Statistics
The technical storage or access that is used exclusively for statistical purposes.The technical storage or access that is used exclusively for anonymous statistical purposes. Without a subpoena, voluntary compliance on the part of your Internet Service Provider, or additional records from a third party, information stored or retrieved for this purpose alone cannot usually be used to identify you.
Marketing
The technical storage or access is required to create user profiles to send advertising, or to track the user on a website or across several websites for similar marketing purposes.