За расследование коррупции Порошенко — отправляют в АТО

За критику Порошенка журналистов Кутепова и Новосельцева записали добровольцами в зону АТО

Сегодня состоялась пресс-конференция журналистов канала «ТВ17», руководителем которого являетсяЖан Новосельцев, на которой они рассказали, что на них якобы оказывается давление через военкоматы — после выхода материалов, расследующих деятельность президента Порошенко.

КУТЕПОВА, НОВОСЕЛЬЦЕВА И ДРУГИХ ЖУРНАЛИСТОВ РАЗЫСКИВАЮТ ВОЕНКОМАТЫ

Вчера вечером сами журналисты выступили с заявлением, показанное каналом «112», в котором рассказали, что их одновременно вызывают в военкоматы разных городов. При этом, как заявил один из журналистов канала «ТВ17» Алексей Кутепов, его родителям позвонили на домашний телефон, и передали, чтобы Алексей явился сегодня утром в районный военкомат города Яготина, поскольку Алексей якобы записался добровольцем в зону АТО. 
Алексей назвал это заявление ложью, поскольку не изъявлял желания пойти добровольцем. «Мне пришло от заместителя комиссара районного комиссариата Яготинского района Киевской области телефонное уведомление лживого содержания о том, что я записался добровольцем в АТО, поэтому пускай я приеду утром в военкомат. Это наглая ложь» — рассказал мне журналист. Алексей в разговоре с представителем военкомата участия не принимал, поскольку давно не проживает в Яготине  — информацию ему передали родители.

Руководитель канала Жан Новосельцев также заявил о том, что разыскивают и его — через военкомат Московского района города Харькова, где ведущий прописан, но не проживает. Так же он заявил, что в распоряжении канала «ТВ17» имеется запись телефонного разговора с представителем военкомата Бородянского района Киевской области, который заявляет, что разыскивает оператора канала Владислава Бовтрука, которого вызывают в военкомат — и ищут лично его.

Кроме того, другой оператор канала, Константин Голубчик, получил повестку в военкомат — за нее расписался отец оператора — в которой Голубчика вызывали в военкомат Дарницкого района города Киева. Всего же Жан Новосельцев назвал мне по телефону 7 человек, которые получили так или иначе вызовы в военкоматы — либо по телефону, либо повестками.

«Семь — это только то, что я знаю, мы еще не успели опросить всех. Бывает к тому же так, что ребята сами не знают, что их разыскивают, и только после звонка домой, родителям, выясняют, что им тоже звонили или приходили из военкомата. Сейчас повестка пришла Константину Голубчику, нашему главному оператору. Кутепову сообщили в особо извращенной форме, по телефону родителям, мне пришла повестка в Харьков и еще разыскивают Владиславу Бовтруку, которому перезвонили, у нас есть эта запись на камеру, и заявили, что область требует конкретно тебя, и мы сами не поймем, почему. Сами они ничего не понимают, но говорят, что разнарядка идет сверху».

Согласитесь, как-то слишком много совпадений — и они насторожили и меня, и ребят с канала, которые утверждают, что эта необычайная активность с призывом связана с их журналисткой деятельностью и, в частности, с акцией, которую освещал канал — покраской в сине-голубой цвет забора президента Порошенко, и с интересом, проявленном журналистами к бизнесу Порошенко. Новосельцев заявляет, что журналисты пытались узнать, производят ли компании, принадлежащие Порошенко, электробойлеры и гранатометы. Порошенко, по утверждению Новосельцева, не ответил на их вопросы, заявив, что ничего не знает об этом.

Я решила проверить все случаи, о которых говорил Жан. И начала с самого Жана.  Связавшись с военкоматом Московского района города Харькова, я поговорила с дежурным о причинах вызова Жана в военкомат — и он адресовал меня к заместителю начальника отдела учетно-мобилизационной работы в Харьковской области Григорием Игоревичем Шереметом.

«Сейчас мобилизация не проводится, но военнообязанные сейчас вызываются в военкоматы — во-первых, для уточнения учетных данных, и во-вторых, для приписки к воинским частям на особый период. Даже если человек не служил, но по состоянию здоровья годен к воинской службе, он является военнообязанным и должен стоять на учете в военкомате. Мы постоянно проводим обновление данных. Ваш Новосельцецев нарушает закон Украины про военную обязанность и военную службу — он не стоит на воинском учете. Он списан по достижении 25 лет как не разысканный призывник. Сейчас проводится сверка всех данных военкоматов с жеками, паспортными столами, сельскими советами и тд. Было выяснено, что гражданин прописан, но на воинском учете не стоит, так что его вызывают для постановки на учет. Он должен прибыть в военкомат, пройти медкомиссию для выяснения пригодности по состоянию здоровья и, исходя из его гражданского образования, будет принято решение по поводу его военной специальности. Когда военкомат начал проводить сверку документов я не знаю, но вызывать его начали вчера».

Жан в телефонном разговоре уточнил, что не служил в армии: «Я учился в Педагогическом университете, и есть такой нюанс — если ты по окончании вуза преподаешь в школе — а я преподавал — то ты на это время освобождаешься от службы. А вообще я пацифист, но я не «откосил» от армии, просто работал в школе».

Главный оператор канала Константин Голубчик, на сегодняшний день единственный обладатель собственно повестки, рассказал мне следующее: «Мне пришла повестка из моего военкомата Дарницкого района вчера вечером — сегодня на утро. Я вначале это воспринял это как долг, но когда встретился с ребятами, понял, что повестки пришли всем, кто участвовал в акции на день рождения Порошенко, 26 сентября, или освещал ее». Сам Константин собирается прийти в военкомат и выяснить, с чем связан его вызов, завтра.

Я также позвонила в Бородянский военкомат Киевского района, чтобы выяснить, с чем связан интерес военкомата к оператору канала Владиславу Бовтруку, 1993 года рождения — а значит, человеку молодому и, как сообщил мне Жан Новосельцев, поступившему недавно в ВУЗ.

«Сейчас, по указу президента, возобновлен призыв — осенний, весенний, как и раньше. Бовтрука вызывают в установленном порядке, в соответствии с ежегодной практикой призывов, для выяснения его годности к воинской службе, — рассказал Олег Владимирович Гринченко, майор, заместитель военного комиссара Бородянского военного комиссариата. — Поскольку он не живет там, где прописан, и повестку ему не могли вручить, у нас был его номер — и мы ему позвонили. Речь не идет об АТО, а об обычной процедуре — определить состояние здоровья, пригоден ли он, и тд. Мы вообще-то обычно не звоним, призывники сами обязаны поставить в известность военкомат об изменениях своего семейного положения или переезде в другой город. В законе прописано, что призывники, в случае объявления призыва, обязаны явиться в десятидневный срок в военкомат. Так что мы вообще могли его не оповещать, а потом подать в розыск. Но мы стараемся оповестить всех призывников, человек приносит справку о том, что он учится, и получает отсрочку. Проходит медкомиссию, получает отсрочку или списывается — разные варианты. Но через призывную комиссию проходят все — кто не проходит, подается в розыск, и дальше разные варианты — от уголовного дела до штрафа.

Что касается записи телефонного разговора — да, он был, я даже присутствовал при нем. Дело в том, что к нам пришли данные о том, что может быть он, а может быть и не он, позвонил на горячую линию Министерства обороны, и заявил, что хочет служить добровольцем. Когда мы посмотрели его личное дело, я увидел, что он, грубо говоря, только что отучился и поступал в ВУЗ — то есть у  меня возник резонный вопрос, что это как-то неправильно. Может быть, не он звонил на горячую линию? Поэтому мы позвонили ему, чтобы его не начали искать, морочить ему голову в связи с этим звонком на горячую линию, и сразу с этим разобраться — чтобы он прибыл в военкомат, привез справку, что он поступил, и получил свою отсрочку. Вообще-то он не может быть добровольцем — его даже в часть отправлять не то, что не имеет смысла, а и по закону нельзя. Вообще, он не один такой — ребята сами не звонят, а такая ерунда (информация от их лица — прим. Дуся) поступает к нам от Министерства обороны».

Я уточнила, проводятся ли расследования таких звонков, когда люди якобы записываются в добровольцы по горячей линии Минобороны, а на самом деле звонили не они. «На этот вопрос я ответить не могу — это вопрос в Минобороны» — заявил Гринченко.

Интересно, что практически ту же саму информацию сообщил мне Александр Анатольевич Кукса, заместитель военкома Яготинского военкомата, который вчера вечером оставил телефонограмму для журналиста Алексея Кутепова на домашний телефон его родителей:

«Нам поступила телефонограмма о том, что два жителя Яготинского района, в частности, Алексей Кутепов, позвонили на горячую линию Минобороны о том, что они хотят быть добровольцами. Вызовите его в военкомат, проведите с ним беседу, узнайте, что он хочет». Я уточнила, были ли до этого случаи подобных звонков на горячую линию от якобы добровольцев — Кукса ответил «Нет, таких случаев не было».

В сухом остатке после моих розысков остается: Новосельцева ищут для постановки на учет, Голубчика вызвали по повестке с пока непроясненными перспективами, Кутепова и Бовтрука — по анонимному звонку на горячую линию Министерства обороны, причем звонили явно не они.

Хорошо бы понять, кому выгодно устраивать эти анонимные звонки — напугать ими вряд ли можно, заставить человека идти воевать — тоже, а раздуть скандал — очень даже получится. В любом случае, будем следить за развитием ситуации.

Ваша Муся